Перейти к содержанию

Работа кассовой программы в локальной сети (сервер/клиент)

Статья описывает процесс настройки работы кассовой программы в локальной сети по схеме сервер/клиент

Под работой в локальной сети подразумевается использование одной базы данных для нескольких компьютеров, находящихся в пределах одной локальной сети.

Основные понятия

Технические термины, используемые в статье

  • Сервер - компьютер, на котором установлена СУБД и находится база данных
  • Клиент - компьютер, который подключается по сети к серверу
  • Firebird - система управления базой данных, используемая в GBS.Market для хранения данных
  • Локальная сеть - два или более компьютеров, соединенных между собой проводной или беспроводной связью через роутер
  • IP-адрес - : адрес компьютера в локальной сети
  • Брандмауэр/антивирус - программное обеспечение, предназначенное для защиты компьютера от вредоносных программ и сетевых атак

Пример схемы работы по схеме сервер/клиент

Ниже показан пример организации работы кассовых программ на компьютерах в локальной сети. Больше примеров возможных схем можно посмотреть в статье

image

Настройка сервера

В роли сервера выступает компьютер, на котором находится база данных. Для того, чтобы компьютер мог выступать в роли сервера, необходимо установить программу в режиме “Магазин\склад”. 

Для того, чтобы компьютер мог выступать в роли сервера, необходимо:

  • Настроить компьютер или роутер так, чтобы компьютер-сервер имел статичный (постоянный) ip-адрес в локальной сети даже после перезагрузки компьютера или роутера.
  • Настроить брандмауэр\антивирус

Особых настроек самой GBS.Market для работы в роли сервера не требуется, т.к. сервером выступает СУБД Firebird.  

Информация

Сервером может выступать в т.ч. компьютер, на котором не используется GBS.Market, но установлен Firebird. Например, может использоваться ПК под управлением ОС Linux с установленной СУБД Firebird.

Важно!

При установке программы логин\пароль имеют стандартные значения. В целях обеспечения безопасности данных необходимо сменить пароль БД на безопасный. При необходимости переназначить права доступа для СУБД.

Настройка клиента

В роли клиента выступает компьютер, на который устанавливается GBS.Market, но подключается к базе данных, находящихся на сервере. 

Получение ip-адреса сервера

Для работы клиента необходимо получить ip-адрес компьютера, выступающего в роли сервера. 

О том, как определить ip-адрес компьютера в локальной сети, описано в статье

Важно!

Убедитесь, что компьютер-сервер имеет статичный ip-адрес. В противном случае при его перезагрузке может произойти смена ip-адреса и компьютеры-клиенты не смогут подключиться к базе данных!

Настройка подключения

Чтобы настроить GBS.Market для работы с сетевой БД, на главной форме откройте Файл – Настройки и перейдите на вкладку “База данных”, затем вкладка “Основные”. 

image

Настройка подключения к базе данных

В поле “Хост” необходимо ввести адрес компьютера-сервера. Остальные настройки, если изменений на сервере не вносили, должны остаться по-умолчанию. 

Информация

Для подключения используется порт 3060, отличающийся от порта Firebird по-умолчанию.

После того, как укажите хост (адрес сервера), нажмите “Проверить связь”. Если настройки произведены корректно, программа сообщит об успешно установленной связи с базой данных.

image

После завершения настройки и проверки связи нажмите “Сохранить” и перезапустите программу. 

Настройка брандмауэра/антивируса

Важно

Настройка брандмауэра и антивируса - важный этап, т.к. в случае некорректной настройки компьютер-клиент не сможет работать с базой данных сервера.

Брандмауэр/антивирус предназначены для защиты компьютера от вредоносных программ, в т.ч. от сетевых атак. В подавляющем большинстве случаев данные программы запрещают сетевую активность другим программам, если они не были добавлены в исключение. 

На момент настройки режима сетевой работы рекомендуется отключить антивирусное ПО и брандмауэр, чтобы они не блокировали работу GBS.Market и СУБД Firebird в сети. 

После завершения настройки необходимо добавить в список исключений брандмауэра/антивируса следующие файлы:

  1. Market.exe – исполняющий файл программы. Находится в папке, куда установлена программа, обычно это C:\Program Files (x86)\F-Lab\Market 6
  2. Firebird.exe – исполняющий файл СУБД Firebird. Обычно находится в папке C:\Program Files (x86)\F-Lab\Firebird 3

Подробнее о настройке брандмауэра можно узнать в статье Настройка правил и исключений в брандмауэре Windows

Проверка работоспособности

После того, как будут настроены сервер и клиент, рекомендуем перезагрузить компьютеры и проверить, что клиент имеет доступ к базе данных, расположенных на сервере. Для этого запустите программу на компьютере-клиенте - вы должны будете увидеть те же данных, что и в программе на компьютере-сервере.

Вопросы и ответы

Как исправить ошибку "Не удалось установить сетевое соединение с базой данных"?

При запуске программы, база данных находится на другом компьютере в сети, может возникать ошибка

Не удалось установить сетевое соединение с базой данных. 
Адрес хоста: 192.168.1.100
Чаще всего возникает в случаях, когда программа работает в локальной сети и произошла смена ip-адреса сервера или он недоступен. Для решения этой проблемы:

  • убедитесь, что компьютер-сервер включен
  • проверьте, работает ли локальная сеть
  • попробуйте сбросить настройки подключения на компьютере-клиенте по инструкции
  • выполните настройку повторно по инструкции